potoloktuning.ru

Поппер и кун о развитии науки

Вы точно человек?. На место индуктивного метода Поппер, таким образом, пытается поставить концепцию проб и ошибок.  Для того чтобы сохранить рационалистическую точку зрения на развитие науки (в отличие от Т. Куна) Лакатос вводит понятие. В области социальной философии Поппер выступил против такого подхода в развитии общества, который он назвал историцизмом.  Итак, развитие науки у Куна выглядит следующим образом: нормальная наука, развивающаяся в рамках.

Он рассчитывает траекторию небесного тела. Потом он предлагает экспериментатору, астроному, проверить свое предсказание. Тогда астроном смотрит в телескоп, но не наблюдает того тела, о котором ему сказал теоретик. Теоретик тогда предполагает, что существует дополнительное тело, которое отклоняет наше тело от траектории.

  • К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани — Студопедия
  • Потом астроном снова проверяет и снова не обнаруживает это тело. Тогда ученый предлагает новую теорию, согласно которой это тело настолько мало, что наши оптические средства не позволяют нам обнаружить его. Надо построить более мощный телескоп… Далее так можно продолжать до бесконечности. Здесь мы работаем с последовательностью дополнительных гипотез, но работаем плохо: Лакатос предлагает подход, как сравнивать между собой такие цепочки — теории научно-исследовательских программ. Н-и программа испытывает либо прогрессивный сдвиг по цепочек, либо регрессивный. Можно смотреть, как она продвигается по этой цепочке. Для этого надо подсчитывать: В результате их можно вполне рационально сравнить.

    Тема 5. Методологические концепции хх века (к. Поппер, т. Кун)

    Это не куновские парадигмы где нельзя двумя способами увидеть мир. Н-и программы могут быть отложены, можно одновременно пользоваться несколькими из них, можно сравнивать. Лакатосу удается, с одной стороны, учесть не учтенные Поппером особенности: Образ науки, которая развивается, причем не линейно. Споры вокруг истинности, рациональности развития науки, возможности существования или отсутствия прогресса науки. Вся наука является гигантской исследовательской программой, подчиняющейся основному эвристическому правилу Поппера: Реализуется программа в последовательной серии теорий, которые сохраняют твердое ядро и правила негативной и позитивной эвристики, но имеют различный предохранительный пояс. При определенных условиях твердое ядро может разрушиться, если больше не позволяет предсказывать ранее неизвестные факты. Нет ничего такого, что можно было бы назвать решающими экспериментами, если понимать под ними такие эксперименты, которые способны немедленно опрокидывать исследовательскую программу. Демаркация между "зрелой наукой" и "незрелой наукой". Зрелая наука, обладает "эвристической силой". История науки - история соперничества исследовательских программ "парадигм"но она не была и не должна быть чередованием периодов нормальной науки см. В модели развития науки Лакатоса предполагается существование двух типов научных изменений: Развитие теоретического знания в рамках одной определенной программы имеет эволюционный и кумулятивный характер.

    В последовательности сменяющих друг друга теорий сохраняются допущения, принципы и законы, входящие в ядро программы. Смену программ вытеснение одной программы другой можно интерпретировать как научную революцию, так как в процессе этой смены происходит пересмотр всех основополагающих принципов в описании и объяснении явлений. Преемственность в развитии научного знания нарушается. Исследовательские программы не следуют одна за другой в линейном порядке, но сосуществуют в научном познании, их конкуренция стимулирует развитие научного познания. Войти Нет учётной записи? Философия науки Физики вики. Самые посещаемые статьи Список древнегреческих философов Философские взгляды В. Гейзенберга Концепция "личностного знания" М. Полани Наука в средние века Трансцендентализм Эпоха Просвещения и наука Философия физики. Col-2 Col-begin Col-end Навибокс.

  • Постпозитивизм - Поппер, Лакатос, Фейерабенд, Кун
  • Последние записи в блоге Справка. Вики-деятельность Случайная статья Видео Изображения. Содержание [ развернуть ]. Обнаружено использование расширения AdBlock.

    Модели динамики развития науки в западной философии науки (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд) | fkn+antitotal

    Викия — это свободный ресурс, который существует и развивается за счёт рекламы. Для блокирующих рекламу пользователей мы предоставляем модифицированную версию сайта. Викия не будет доступна для последующих модификаций. Если вы желаете продолжать работать со страницей, то, пожалуйста, отключите расширение для блокировки рекламы. Также на ФЭНДОМЕ Случайная вики. Обзор О нас Вакансии В прессе Обратная связь Wikia. Создайте своё и положите начало легенде! Создать вики Приложения Фэндома Оставайтесь в курсе всего происходящего на ваших любимых сообществах Реклама на сайте Медиа-кит. Философия науки Физики вики — это фэндом на портале Увлечения. Вместе с тем постпозитивисты достаточно резко отличаются от неопозитивистов. Неопозитивисты считали, что человек способен на ясное, истинное на века знание. Постпозитивисты же придают принципиальное значение тому факту, что человек - существо ошибающееся.

    Это означает, что ясное, вечное знание не может быть достигнуто: Надо обеспечить рост научного знания. Неопозитивисты полагали, что достижение знания имеет определенный конечный пункт "все ясно, дальше идти некуда". Постпозитивисты настаивают на развитии знания, причем посредством коренных преобразований, научных революций. Неопозитивисты упорствовали в непризнании философии наукой, постпозитивисты ставят проблему по-другому: Постпозитивизм связан с неопозитивизмом? Отличия постпозитивизма от неопозитивизма: Если неопозитивисты ставили вопрос о том, как провести грань между философией и наукой, то постпозитивистов интересует вопрос реального движения науки, какие факторы влияют на науку. В рамках постпозитивизма происходит? Карл Раймунд Поппер - основной представитель постпозитивизма утверждал: Основными понятиями его концепции научного знания являются следующие: Теорию нельзя проверить на окончательную истинность, но ее можно опровергнуть, фальсифицировать, доказывал Карл Поппер. В этом состоит защищаемый им принцип фальсификации. Попперу, мы не можем сказать, что теория верна, ибо, как свидетельствует история, признававшиеся истинными теории рано или поздно проявляли свою недостаточность. Почти триста лет механику Ньютона считали истинной во всех отношениях, а потом на смену ей пришли новые теории. Так обстоит дело с любой теорией, она появляется, достигает стадии расцвета, а затем опровергается.

  • Реферат: Развитие науки: революция или эволюция? Философские модели постпозитивизма. - potoloktuning.ru
  • Пролиферация — максимальное увеличение разнообразия взаимно исключающих гипотез и теорий, как необходимое условие успешного развития науки. Нельзя упрощать науку и ее историю. История науки, и научные идеи, и мышление ее создателей должны рассматриваться как нечто диалектическое — сложное, хаотичное, полное ошибок и разнообразияа не как однолинейный и однообразный процесс. Наука, ее история и философия должны развиваться в тесном единстве и взаимодействии. Фейерабенд считает недостаточным неопозитивистский, подход к анализу наукиразвитию знания. Ограниченность этого подхода в отрыве науки от культурно-исторического контекста, в котором она пребывает и развивается. Чисто рациональная теория развития идей сосредотачивает внимание главным образом на тщательном изучении понятийных структур, включая логические законы и методологические требования, лежащие в их основе, но не занимается исследованием неидеальных сил, общественных движений, то есть социокультурных детерминант развития науки. Считает односторонним социально-экономический анализ социокультурных детерминант развития науки, так как этот анализ впадает в другую крайность — выявляя силы, воздействующие на наши традиции, забывает, оставляет в стороне понятийную структуру последних.

    поппер и кун о развитии науки

    Ратует за построение новой теории развития идей, которая была бы способна сделать понятными все детали этого развития. А для этого она должна быть свободной от указанных крайностей исходить из того, что в развитии науки в одни периоды ведущую роль играет концептуальный фактор, в другие — социальный. Вот почему всегда необходимо держать в поле зрения оба этих фактора их взаимодействие. Изменение, развитие научного знания есть одновременно изменение научных методов, методологических директив, которые Фейерабенд не отвергает, но и не ограничивает их только рациональными правилами. Основные его тезисы по данному вопросу:. Концепции ученых часто расходятся между собой столь же сильно, как идеологии, лежащие в основе разных культур.

    поппер и кун о развитии науки

    Таким образом, существуют взаимно несоизмеримые научные теории, следовательно, критерий прогрессивности в том или ином виде применим к двум различным теориям не всегда. Такие теории могут быть опровергнуты только при открытии их внутренних противоречий, ну и конечно же выбор между ними может быть сделан на иррациональной основе — субъективных желаний и склонностей. В заключении он проводит аналогии между наукой и мифами, обнаруживая различия лишь в целях.

    поппер и кун о развитии науки

    Он не считает науку каким-то особенным знанием или его вершиной — научное знание включает в себя заблуждения и при этом не стремится с ними расставаться, не имея четких средств избавления от них. Наука рассматривается лишь как очередная интеллектуальная традиция или форма духовного общения людей, такая же как мифы, магия, религия. Споры о развитии науки Поппер, Кун, Лакатос, Фейерабенд. Подписаться на рассылку Pandia.

    поппер и кун о развитии науки

    Интересные новости Важные темы Обзоры сервисов Pandia. Основные порталы, построенные редакторами. Каталог авторов частные аккаунты. Все права защищены Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Минимальная ширина экрана монитора для комфортного просмотра сайта: Мы признательны за найденные неточности в материалах, опечатки, некорректное отображение элементов на странице - отправляйте на support pandia. О проекте Справка О проекте Сообщить о нарушении Форма обратной связи. Авторам Открыть сайт Войти Пожаловаться. Архивы Все категории Архивные категории Все статьи Фотоархивы.

    поппер и кун о развитии науки

    Лента обновлений Педагогические программы. Так Поппер разрешает проблему демаркации разграничения науки и философии. Философия выступает у него как осмысление роста научного знания и включает, в частности, принципы рационально-критической дискуссии, фаллибализма, фальсификационизма. Попперу удалось выразить многие тонкости роста научного знания. Но его концепция также подвергается критике. В основном за то, что Поппер свел рост научного знания к дуэли гипотез, фактов наблюдений; практически он игнорирует представление об истине, вся проблематика которой заменена рассуждениями о правдоподобных гипотезах. Но кроме гипотез и фактов наблюдений есть еще социальный и технический миры, совокупность многих других фактов, которые также влияют на рост научного знания. Взять, например, тот же принцип фальсификации. Надо иметь в виду, что в результате научной критики ученые, даже обнаружив факты наблюдений, не описываемых данной теорией, отнюдь не спешат полностью отказаться от ее услуг. Например, механика Ньютона, несмотря на наличие огромного числа противоречащих ей фактов, широко используется современными учеными. Требования, выдвигаемые Поппером, имеют, таким образом, нормативный характер, а это означает, что не всегда нужно следовать им. Рассмотрим воззрения ряда других постпозитивистов, которые разработали свои собственные концепции. Английский философ Имре Лакатос выдвинул методологию научно-исследовательских программ. По Попперу, на смену одной теории приходит другая, старая теория отвергается полностью.

    Лакатос подчеркнул важность сравнения теорий друг с другом. К тому же, сравнивать следует не просто теории, а научно-исследовательские программы. Каждая научно-исследовательская программа содержит несколько теорий.

    265
    10.04.2017
    Комментариев: 0
    • Прекрасно!


    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.